15
Мар

Я никогда не думала, что меня всерьез будет заботить эта проблема, но в последнее время мне очень неуютно: хочется танцевать, а не могу. Знаете, я никогда особо не любила дискотеки, стеснялась своего тела, все мои движения казались мне нелепыми. Какое там «хорошо танцевать». Это напоминает приступ неведомой болезни. На праздниках я избегаю ситуаций, когда меня могут вовлечь в пляски. Но при этом ощущаю себя потерянной, покинутой и несчастной. Что делать?

Танец как инстинктЖелание и умение танцевать есть у каждого человека от природы. Мы с этим рождаемся, но потом примешива­ется жизненный опыт, создающий внутрен­ние ограничения. Что это за опыт? Обычно это критика, негативное оценивание, сдерживание. В результате незримый критик словно посе­ляется внутри нас. Как себе помочь и вернуть свободу самовыражения в танце?

Упражнение 1. Диалог с внутренним критиком.

Попробуйте представить этого внутреннего «ограничителя». Если бы это был некий человек, то кто именно? Некто реальный из вашего прошлого? Воображаемый? Представьте диалог с ним. Спросите, почему он вас сдерживает в танце. Можно ли с ним догово­риться, чтобы он дал вам больше свободы?

Обычно наши субличности («внутренние личности», подструктуры, обретшие определенную автономность) о нас заботятся, вот только делают это не самым оптимальным об­разом. Например, субличность, ограничиваю­щая движение, может оберегать от привлече­ния внимания. Важно выяснить, что именно кроется за запретом на танец, и это станет пер­вым шагом.

Упражнение 2. Внутренний защитник.

Можно найти и внутреннего защитника — под­структуру, которая окажет вам помощь и под­держку. Представьте некий персонаж, кото­рый вам символически поможет чувствовать себя более свободно и уверенно. Это может быть реальный человек, воображаемый или не­кий образ: животное, мифическое существо… Наладьте с ним внутренний диалог, попросите о помощи и поддержке. И представляйте рядом с собой, когда пробуете танцевать. Такая сим­волическая поддержка может быть очень эффективной.

Упражнение 3. Медленный поток.

А те­перь научимся ощущать потребности свое­го тела. Упражнение лучше выполнять в до­вольно большой комнате, где есть свободное пространство. Встаньте устойчиво, закрой­те глаза. Почувствуйте, какие импульсы к дви­жению рождаются. Начните их реализовывать, двигаясь очень медленно, не открывая глаза. Отведите на это минут 15, можно поставить музыку. Это упражнение дает опыт свободного ор­ганичного движения, возвращает контакт с те­лом и право на экспрессию.

Упражнение 4. Поддержка.

Есть ли сре­ди ваших знакомых кто-то, кто может вас под­держать? Обратитесь к ним за помощью. Пусть они встанут вокруг вас, а вы в центре попро­буете танцевать, свободно двигаться. Ваши партнеры должны говорить поддерживаю­щие послания: «Молодец! Свободно двигай­ся! Ты можешь танцевать!» Возможно, вначале вы будете стесняться, но потом на смену сму­щению придут уверенность и большая свобода движения.

Прокомментировать: